Перспективы для Армении в ЕАЭС: логистический мегапроект и выход на мировой рынок

Армении, задыхающейся в блокаде и не имеющей выхода к морю, трудно переоценить результаты недавнего заседания Евразийского межправительственного совета в Санкт-Петербурге. Ведь дешевая дорога для доставки армянских товаров на мировой рынок – это серьезный стимул для развития отечественной экономики.

Перспективы для Армении в ЕАЭС: логистический мегапроект и выход на мировой рынок

Все российские порты — в распоряжении армянских экспортеров

Каждая тема, затронутая в Санкт-Петербурге премьер-министрами стран-членов ЕАЭС, достойна отдельного подробного обсуждения с экономическими экспертами и аналитиками. С армянскими – в том числе.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании Евразийского межправительственного совета глав правительства стран ЕАЭС (27 июля 2018). Санкт-Петербург

© PHOTO: OFFICIAL SITE OF THE PM OF RA
В ЕАЭС нужна свободная конкуренция на рынке газа - Никол Пашинян

Это касается и проекта создания межгосударственного органа по расследованию авиапроисшествий в небе над странами ЕАЭС (заявление премьер-министра Армении  Никола Пашиняна), и необходимости совершенствования нормативно-правовой базы Союза.

Еще есть планы и перспективы по созданию общего рынка газа, а также вопросы, связанные с так называемой "цифровой повесткой" организации, промышленной кооперацией и таможенным сотрудничеством стран-членов Евразийского экономического союза.

Словом, тем было много. И все они важны как для ЕАЭС в целом, так и для каждой из стран в отдельности. А все в комплексе позволяет наметить тенденции развития ЕАЭС как в средней, так и в отдаленной перспективе.

Например, для Армении, у которой нет выхода к морю, трудно переоценить такую перспективу, как доступ к использованию инфраструктуры российских морских портов.

Ведь подобная преференция может (и должна) дать сильный толчок к развитию армянских отечественных производителей-экспортеров, которые с трудом прорываются  на потребительские рынки Европы и Азии. Ведь за использование портовой инфраструктуры в других странах приходится платить немалые деньги.

Нынешняя логистическая ситуация на Южном Кавказе так сложна, что дальше некуда. И это весьма ощутимо сказывается на стоимости армянских товаров, поставляемых на рынок. Тем самым снижается конкурентоспособность продукции.

Причем все вышеперечисленное касается не только Армении, но и других стран-членов ЕАЭС.

И в этом плане решение Евразийского межправительственного совета обеспечить доступ экспортеров стран-членов организации к услугам инфраструктуры морских портов России должно стать еще одним, образно говоря, винтиком в механизме экономического союза.

Заседание Высшего Евразийского экономического совета (14 мая 2018). Сочи

© SPUTNIK / МИХАИЛ КЛИМЕНТЬЕВ

"Казус Пашиняна", или Правильная евразийская рутина

Дорогой и сложный, но весьма соблазнительный мегапроект

Еще одно интересное наблюдение. Стало известно, что в повестке дня Межправсовета была такая интересная геополитическая тема, как транспортный коридор КНР – ЕАЭС – ЕС.

На итоговой пресс-конференции об этом говорил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

"Если представить себе такого рода коридор, который связывал бы, например, Пекин и Европу, то, по подсчетам экономистов, время транспортировки может быть существенно меньше, чем в случае транспортировки по иным маршрутам", — сказал он.

Понятно, что подобный логистический мегапроект потребует серьезных финансовых и организационных трат. Придется, как говорится, с нуля создавать серьезную транспортную инфраструктуру, а ведь это огромные инвестиции.

С другой стороны Россия – локомотив, как принято говорить, Евразийского экономического союза, с подобной задачей может справиться, поскольку и территория у нее наиболее обширная. Следовательно, и дивиденды от товарного транзита у страны будут солидные.

Другое дело, что кроме затрат на строительство и налаживание инфраструктуры, придется с кем-то согласовывать условия реализации проекта и дальнейшей эксплуатации коридора. А договариваться об этом легче именно с партнерами – союзниками по ЕАЭС.

Для Армении – единственной участницы ЕАЭС на Южном Кавказе, мощный проект, о котором говорил Медведев, может стать серьезным прорывом в логистике. Правда, и проблем в этом плане немало, учитывая транспортную блокаду с запада (Турция) и с востока (Азербайджан).

Фестиваль Стрижка овец

Однако, нельзя забывать об Иране, у которого в последнее время наладились тесные взаимоотношения и с Арменией, и с Россией, да и с самим Евразийским экономическим союзом.

В общем, насколько сама идея транспортного коридора КНР – ЕАЭС – ЕС соблазнительна, настолько же и сложна в политическом и геополитическом аспектах.

Многое зависит от официального Тбилиси, который мог бы помочь Еревану (если бы захотел, и если бы ему позволил Баку). Тогда выход китайских товаров на юг и юго-восток Европы через территории Ирана и Армении вполне мог бы стать реальностью.

ЕАЭС подбирает инструменты для защиты своих интересов на мировом рынке

В ходе заседания Межправсовета речь шла о совместных действиях стран-членов ЕАЭС на международной экономической арене.

Умение защищать свои интересы на международном потребительском рынке – это обязательная составляющая поведения страны на мировой арене. И в этом плане членам ЕАЭС необходимо наладить координацию работы в этой сфере.

Ведь сегодня на международной арене экономические связи и возможность выхода на мировой потребительский рынок становятся предметом политизации, и от этого никуда не деться.

И как бы ни старалось руководство ЕАЭС и стран, составляющих костяк организации, сосредоточить свои возможности и усилия на экономической составляющей, без политики все равно не обойтись.

А ведь рынок – это и санкционная политика (которой сильно грешит Запад), и протекционизм, и демпинговая составляющая.

Интервью с президентом Армении Арменом Саркисяном

© SPUTNIK / ЕВГЕНИЙ ОДИНОКОВ

Постбархатная Армения: президент о ЕАЭС, инвестициях и репатриации — эксклюзив


С помощью этих инструментов государства с продвинутой экономикой ограничивают возможности остальных субъектов мировой торговли, защищают свои потребительские рынки и свои интересы от конкурентов, захватывают новые коммерческие горизонты.

Поэтому странам-членам ЕАЭС необходимо научиться отстаивать свои интересы на мировом рынке, да и вообще на международной арене. И делать это легче и эффективнее, действуя сообща. Ведь, собственно, и для этого тоже создается механизм Евразийского экономического  союза.

Именно поэтому и подписали участники межправительственного совета ЕАЭС поручение  "О применении коллективных мер защиты экономических интересов государств-членов ЕАЭС в условиях введения иностранными государствами односторонних протекционистских мер в отношении государств-членов".

А еще на итоговой пресс-конференции председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян сообщил интересную вещь. Оказывается, соответствующее ведомство после расследования уже подтвердило факт применения демпинга европейскими конкурентами на рынке гербицидов на территории ЕАЭС.

"Нас этими мерами очень часто пытаются сдавливать, душить, открывают антидемпинговые расследования в отношении фактически всех государств, и нам нужно тоже уметь это делать", — сказал Медведев, комментируя данный вопрос.

Российский премьер уверен, что это – эффективное оружие, которое поможет отстаивать национальные, экономические и финансовые интересы стран, входящих в Евразийский экономический союз.

Арман Ванескегян
Источник

Возврат к списку

Важные новости

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA